Форум КПЦ "Швейцарские Зенненхунды и Ко"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум КПЦ "Швейцарские Зенненхунды и Ко" » Стандарт и История Породы, Разговоры о породе » психология берна, как меняется с возрастом?


психология берна, как меняется с возрастом?

Сообщений 91 страница 120 из 183

91

uncle--ИМХО .У Вашей девочки наступил –переломный период.
И тут влияние оказывают два фактора, так как у сук оба они происходят приблизительно в одном и том же возрасте :
1) В возрасте 7—9 месяцев наступает половое созревание. (не зависимо от того будет ли у нее течка в ближайшее время или начнется позже  )
2)  заканчивается период формирования типологических особенностей нервной системы.
Если это все же связано с приближением первой течки , то многие суки в первую течку могут чувствовать недомогание, плохо кушать, бывают раздражительны или пугливы.    Ей непонятны новые ощущения, и она тревожится.
После течки, в предполагаемые сроки беременности и  родов , тоже могут начаться изменения в поведении. Так называемая -ложная беременность.... ну это совсем другая тема , у вас еще до этого не дошло.

У кобелей переломный период несколько смещен по возрасту  и  происходит  иначе .

0

92

Dix написал(а):

ИМХО .У Вашей девочки наступил –переломный период.

мы думали в том же направлении, поразило то что она резко с ярко выраженой пофигистки превратилась в "мамину дочку", у людей в подростковом периоде происходит наоборот :)

0

93

uncle написал(а):

даже когда разыграется, все равно в пол глаза за мной смотрит, если я чуть в сторону сразу бросает игры и сразу ко мне

В таком же возрасте было абсолютно аналогичное поведение... С возрастом сгладилось, почти пропало. Видимо, просто привыкла, что хозяева тут и никуда не денутся, да и на территории (в нашем случае - ближний лес на даче, где обычно гуляем) освоилась.

0

94

К двум пунктам Dix я бы добавила ещё один, не типичный для собак, живущих в одиночку. Это период очередного пересмотра статуса о рангах в стае. Из двух одна будет лидером, она учится командовать, она стремится совершать поступки быстрее (надо быть первой). Вторая учится подчиняться, не торопиться, оглядываться на лидера. Это естественная иерархия в стае, если нет чёткой субординации будут возникать стычки, пока она не установится. Если собака одна, тоже самое может происходить в смешанной стае человек-собака, но более сглаженно.
Хотя наверное это не отдельный пункт, а подпункт " типологических особенностей ".

0

95

Dix, Olis, а где бы прочитать про эти самые

типологические особенности

и как это можно корректировать?

0

96

uncle написал(а):

а где бы прочитать про эти самые

uncle-- да  я собственно даже  и не поню сколько за все время содержания собак мною перелопачено книг, в том числе по психологии собак... Так что указать на конкретный источник информации не берусь. К тому же я скорей всего уже руководствуюсь приобретенными знаниями, вот и выходит , что что-то читала. а через что-то прошла личным опытным путем, поэтому и делала пометку в посте выше --- ИМХО .

А совсем недавно на глаза попалась вот такая статейка, может  кому-то будет интересно почитать (а вообще, в инете много инфы о возрастных особенностях, поищите):

Собака-подросток

Молодая собака, подобно человеку-подростку, имеет незрелый мозг в почти взрослом теле. Процесс взросления у собаки, как и у человека, нелегок, и ваша задача заключается в том, чтобы пережить его безболезненно.

Опыт собаки. У собаки очень развиты инстинкты, поэтому им тяжело понимать человеческие приоритеты. Давайте рассмотрим некоторые процессы, происходящие в теле и сознании молодой собаки.

1. Растут постоянные зубы, поэтому собаке необходимо жевать. Это желание настолько велико, что собака при отсутствии игрушек будет использовать для жевания любые попадающиеся ей предметы, вплоть до предметов мебели и ценных вещей, поэтому очень важно обеспечить ее правильными игрушками дли жевания. Некоторые собаки не имеют сильной склонности к жеванию в этом возрасте, но позже у них могут возникнуть проблемы с зубной системой. Если раньше у вас была собака, которая не портила ваши вещи, вы можете подумать, что ваша новая собака - настоящий варвар, в то время как именно она более нормальна.

2. Быстрый рост может причинять собаке умеренную или даже серьезную боль. В некоторых случаях потребуется лечение, в то время как в других - лишь ограничение активности.

3. Несформировавшиеся зоны роста более восприимчивы к травмам, что означает, опять таки, необходимость ограничения движения собаки, пока она не станет более взрослой.

4. Юная собака должна научиться понимать свои возможности и ограничения, чтобы научиться жить в окружающем ее мире.

5. Организм юного кобеля производит тестостерон в несколько раз больше, чем у взрослого. В результате наблюдается излишне мужское поведение в этот период, что проявляется в активном мечение территории, бродяжничестве, агрессии к другим кобелям.

6. В этом возрасте у сук происходит первая течка, что приводит к игривому и кокетливому поведению по отношению к кобелям, бродяжничеству, частому мочеиспусканию, ложной беременности и агрессии к другим сукам.

7. В этом возрасте у собак появляется механизм самозащиты, и страхи, полученные молодой собакой, могут привести к тому, что во взрослом состоянии у нее возникнет фобия или агрессия.

8. Другие собаки начинают считать юную собаку более ответственной, воспринимать ее как конкурента и даже проявлять агрессию. Собака-подросток начинает искать свое место в стае, и не всегда этот процесс проходит гладко.

Что можно сделать?

Подростковый возраст у собаки является прекрасной возможностью для ее семьи установить хорошие и крепкие отношения. В какой-то мере вам всего лишь придется продолжать тот воспитательный процесс, который вы начали, когда ваша собака была маленьким щенком.

Возраст, в котором ваша собака вступает в юность и выходит из нее, зависит от ее породы, наследственности и индивидуальных особенностей, и проявляется в виде определенных стадий. Очень тяжело понять, является ли ее поведение такой стадией, через которую можно пройти и забыть о ней, или же это уже часть ее характера.

Хорошо, если у вас есть опытный заводчик, который поможет справиться с подростковыми проблемами вашей собаки. Характер собаки еще поддается коррекции в это время, но без правильного воспитания он может стать хуже.

Кобели и суки созревают с различной скоростью. Среди крупных пород кобели могут созреть на год позже, чем суки. Юность не начинается или заканчивается резко. Это - неравномерный процесс, который может занять некоторое время.

Если вы взяли собаку еще щенком и обеспечили ей хорошее воспитание, у вас есть некоторые преимущества при вступлении собакой в подростковый возраст, но ваши обязанности по воспитанию еще не закончены. У собаки появляются новые потребности, новый опыт и новый вопросы, к которым щенок не был готов.

В этом возрасте собака-подросток начинает по настоящему привязываться к своим хозяевам. Щенки любят всех подряд, и если у вас щенок, который ненавидит каждого, будьте осторожны! Этот щенок, навряд ли, будет иметь хороший характер, когда вырастет.

У собак-подростков складывается определенное мнение об окружающем ее мире, людях и собаках. Вы становитесь важным человеком в жизни своей собаки, и если вы все делали правильно — любимым партнером. Это время, когда ваши усилия по воспитанию начинают действительно показывать результаты.

Занимайтесь с вашей собакой на дрессировочной площадке, по крайней мере, пока ей не исполнится год. Многие собаки и в дальнейшем нуждаются в обучении, особенно специализированном. Посещайте занятия с вашей собакой еженедельно и выполняйте домашнюю работу по воспитанию каждый день. Применяйте полученные навыки во всех возможных случаях, чтобы они прочнее интегрировались в жизнь собаки. Работа с частным тренером - в некоторых случаях разумная альтернатива общим классам.

Будьте терпеливы к вашей собаке. Не интерпретируйте ошибки собаки во время занятий как преднамеренный вызов. Собаке нужно задавать вопросы, а вы будьте мудры и терпеливы, чтобы последовательно на них отвечать. Собака не станет более воспитанной, если вы будете на нее сердиться. На самом деле, обучение в игровой форме более эффективно, чем серьезное занятие, потому что в игре мозг более восприимчив к получению и закреплению новой информации.

Большинство людей не понимает своих собак в этом возрасте и разочаровывается в них. Вы можете избежать этого, если поймете, что ваша собака испытывает в это время, и поможете ей через это пройти.

0

97

Dix написал(а):

У Вашей девочки наступил –переломный период.И тут влияние оказывают два фактора, так как у сук оба они происходят приблизительно в одном и том же возрасте :1) В возрасте 7—9 месяцев наступает половое созревание. (не зависимо от того будет ли у нее течка в ближайшее время или начнется позже  )2)  заканчивается период формирования типологических особенностей нервной системы. Если это все же связано с приближением первой течки , то многие суки в первую течку могут чувствовать недомогание, плохо кушать, бывают раздражительны или пугливы.    Ей непонятны новые ощущения, и она тревожится.

Думаю, что я именно это наблюдаю. Пугливость - да, появилось такое. По-разному (то воды боимся, то шлепнется что-то на пол - страшно, и т.п. - то, что раньше игнорировалось). Но один раз - совсем непонятно для меня. Потому что испугалась именно меня!  :( Я то ли руку подняла, то ли махнула ею, а у Роны - реакция будто я ее бить собираюсь (хвост поджала, голову втянула, пригнулась к полу и вроде как бежать собралась). Ее не били ни муж, ни я вообще. Откуда это? У Фишера пишется, что пугливость собаки в этом возрасте также связана с взрослением, и не нужно его поощрять - не сюсюкать, не поглаживать в таких случаях. Просто продемонстрировать свое спокойное отношение к предмету, вызывающему испуг. А чего она на меня так среагировала? :sceptic:
Кстати, если модератор-администратор разрешит - ссылка на, думаю интересную и полезную литературу. Мне особо рекомендовали Фишера "О чем думает Ваша собака"
http://www.tempo.lv/index.php?adr=http: … brary.html

0

98

Ссылку не пустили. Жаль. литература и правда хорошая. Там, у Фишера, кстати, и о возрастных стадиях есть.http://www.tempo.lv/index.php?adr=http://www.tempo.lv/about/library/library.html
sennenhund, если удаление происходит не автоматически, будьте добры, плиз, оставьте ссылку.

0

99

uncle написал(а):

где бы прочитать про эти самые

Я имела в виду типологические особенности высшей нервной деятельности. Ну собы бывают холериками и флегматиками, лидерами и подчинёнными... это очень упрощённо. Можно поискать в инете инфу по ВНД собак, конкретно что-то действительно интересное я тоже предложить к сожаленью не могу, разве что вот это: https://sennenhund.bbok.ru/viewtopic.php?id=518. Это здесь на форуме в "Дрессировке", "Типы высшей нервной деятельности у собак".

Отредактировано Olis (17 июля, 2008г. 10:16:23)

0

100

Olis написал(а):

типологические особенности высшей нервной деятельности. Ну собы бывают холериками и флегматиками, лидерами и подчинёнными...

Посмотрите Фишера. Там есть описание этих психотипов и тестов на их определение. И, соответственно, предназначение собаки. Но только оговаривается, что такие тесты нужно делать исключительно в щенячьем возрасте, до момента когда социализация, особенно в обществе людей, не начнет искажать/несколько видоизменять заложенное природой. Очень рекомендую

0

101

Рона, вы имеете в виду тесты Кемпбелла? Да, я провожу их для своих щенков, хотя при тесном контакте с ними многое и так ясно как день. Но иногда всё же вылезают оч. интересные вещи.

0

102

Да, я про тесты Кемпбелла писала. И просмотрела по разбивке темперамента аналогично темпераменту людей на холерический и т.д. У меня, вот, возникло две мысли.

Olis написал(а):

Но иногда всё же вылезают оч. интересные вещи.

- ведь то, что вылезают, может быть результатом и влиянием социализации (так, мысль вслух, не претендую, поскольку до опытной собачницы, как Dix, мне далеко). А кроме того, если проводить аналогию темперамента собак с темпераментом людей, то нужно учитывать, что психологи утверждают: темперамент у людей с течением жизни под влиянием разных факторов (окружающая среда, воспитание, физиология - множество) меняется. Не меняется нечто другое - интравертивность/экстравертивность. Ярко выраженный пример у собак может проиллюстрировать suzanna: Лада - экстраверт, а Геля - интраверт. (см.https://sennenhund.bbok.ru/viewtopic.php?id=518.). Может, стоит рассматривать и оценивать собак именно с такой точки зрения с дальнейшей детализацией психотипов, как у людей?

0

103

Рона-- ту замечательную ссылку, которую вы пытаетесь вставить ,Olis уже  давно пыталась вставить в этой теме :

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЩЕНКОВ -  (возрастные проблемы воспитания )

Ссылка правда замечательная !!! Что-то ни как она не вставляется нормально.... но  при желании можно скопировать и зайти на тот сайт. там много чего полезного есть !

Рона написал(а):

ведь то, что вылезают, может быть результатом и влиянием социализации

Ну это уже у подросшего щенка можно говорить о результатах влияния социализации. я все же думаю, что Olis говорит конкретно о щенках своих пометов, где все щенки до определенного времени находятся в одинаково нормальных условиях, но они уже в том возрасте имеют особенности СВОЕГО характера, отличительно от других.
Ну, а если говорить о социализации щенка (чаще всего она начинается уже в новом доме , т.к. многих забирают в 1,5 мес), то это основа  в выращивании щенка, такая же важная вещь, как и правильное питание. Но и условия содержания щенков у заводчика до 1,5 мес. так же оставляют свой отпечаток на психике  малышей.

Рона написал(а):

Ярко выраженный пример у собак может проиллюстрировать suzanna: Лада - экстраверт, а Геля - интраверт.

А вот они как раз получали одинаковые условия содержания у заводчика и социализацию у хозяина. НО они РАЗНЫЕ по темпераменту. Врожденные качества - никуда не денешься....они есть и будут. Можно корректировать поведение собаки, но никогда холерик не станет флегма и наоборот....

0

104

Dix, да. Вы взяли два полярных типа темперамента. И действительно холерик не станет флегматиком. Но 4 темперамента входят в эти 2 психотипа: интраверт - меланхолик (крайность) и флегматик, соответственно экстраверт - холерик и сангвиник. Правда, это грубо. Там немножко иначе выявляется принадлежность. Хотя за основу тоже взята физиология - соотношение процессов возбуждения и торможения. Холерик может стать сангвиником. Проследите по детям (если им, конечно, проводят такие психологические тесты, профессиональные, не с глянцевых журналов, по апробированным методикам). А в общем, что-то меня занесло совсем не по теме форума. Sorry :blush:

0

105

Рона-- да нет, все по теме. как раз это и есть психология.
вы очень правильно написали :

Рона написал(а):

Хотя за основу тоже взята физиология - соотношение процессов возбуждения и торможения. Холерик может стать сангвиником.

НО ! У собак очень сильно развиты инстинкты, в принципе , вся дрессура и корректировка построены на возбуждении нужных инстинктов и торможении нежелательных (зависит от функций , которые собака быдет выполнять в повседневной жизни). Хотим мы этого или нет , но собака рождается с заложенными инстинктами и задача хозяина - научиться ними правильно управлять.
Вот процессы возбуждения и торможения как раз и "шлифуются " при дрессировке, и реально , что в процессе ПРАВИЛЬНОЙ дрессировки холерик может стать сангвиником. Но опять таки есть одно - НО -существуют породные особенности низкого и высокого порога возбудимости . поэтому и существуют породные предназначения (несение той или иной службы) каждой отдельно взятой породы. Т.е. есть генетически заложенные особенности, ну это как, если сравнить с людьми -- каждой отдельно взятой нации присущ тот или иной темперамент. Но, как в человеческой национальности , так и в породах собак существуют - внутрипородные подтипы. Вот подтип можно корректировать и сдвигать на одну ступень выше или ниже .

0

106

Dix может вы имели ввиду не инстинкты, а рефлексы? инстинкт размножения не очень подвигаешь, что у собак, что у людей

0

107

uncle-- нет , именно- инстинкты ! ну скажем у охотничьих пород - сильно развиты именно охотничьи инстинкты (а ни как не рефлексы).У других пород другие инстинкты более выражены. Но есть общие инстинкты , присущие всем псовым.
а инстинкт размножения присущ всем живым существам и задача хозяина научится управлять и этим инстинктом собаки , чтоб кобель на улице не делал садки на всех подряд, что во первых неприятно , во вторых не безопасно....
А рефлексы , дак они ж вырабатываются путем дрессировки-- вспомните :"условные рефлексы " у того же Дарвина .

Извините, у меня сегодня мало времени , буквально через 30-40 мин. уезжаю, поэтому  сейчас подробно писать нет возможности. Если будет интересна эта тема , с удовольствием обсужу ее через несколько дней.

0

108

не поленился, полез в инет, простите, много букв

Инстинкт
(от лат. instinctus — побуждение), совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения. Механизм И., согласно И. П. Павлову, — безусловнорефлекторный, поэтому понятия И. и безусловный рефлекс он считал идентичными. Обычно И. называют только сложные безусловные рефлексы (пищевой, оборонительный, половой и др.), в отличие от простых безусловных рефлексов (мигание, чихание, кашель и т. п.). Любой И. состоит из цепи реакций, в которой конец одного звена служит началом другого. Имеются попытки классифицировать И. по их биологическому и физиологическому значению (советские физиологи Н. А. Рожанский, А. Д. Слоним). По данным школы И. П. Павлова, можно выделить следующие главнейшие И.: пищевой, проявляющийся в виде пищедобывания, захвата пищи, накопления её запасов и т. п.; оборонительный, состоящий как из пассивнооборонительных реакций (убегание, "замирание", "затаивание"), так и активной защиты при помощи зубов, когтей, рогов и т. п.; половой, включающий брачные игры, танцы, пение, токование, бои за самку, миграцию к месту нереста и др. акты, завершающиеся спариванием; родительские (называются также заботой о потомстве) в виде постройки гнезда,запасания корма для молоди, её кормления и обучения защитным, охотничьим и др. приёмам; групповые, составляющие основу взаимоотношения членов стада, стаи, роя, семьи и проявляющиеся в совместной обороне от врагов, постройке гнезда, преодолении пространства (миграции), обогреве друг друга в холодное время года, в общей заботе о потомстве и т. п. При углублённом исследовании механизмов И. особое внимание привлекает их изменчивость в силу возможного наслоения условнорефлекторных реакций (см. Условные рефлексы), которые вместе с И. составляют "биокомплекс активности" (по выражению А. Н. Промптова), или "унитарные реакции" (по терминологии Л. В. Крушинского). Установлено (Л. А. Орбели и др.), что чем более развита центральная нервная система, тем больший удельный вес в поведении животного имеют реакции, приобретённые в индивидуальной жизни. Так, поведение низших беспозвоночных (простейшие, кишечнополостные) основано исключительно на И. В поведении же высших беспозвоночных (насекомые, ракообразные, высшие моллюски), несмотря на наличие у них сложнейших И. (в особенности у "общественных" насекомых — пчёл, муравьев), заметную роль играют условные рефлексы.

Условные рефлексы,
индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях (отсюда название) на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловнорефлекторным актом (см. Рефлексы). Осуществляются высшими отделами центральной нервной системы – корой головного мозга и подкорковыми образованиями; формируются в процессе онтогенеза на базе безусловных рефлексов. Термин "У. р." предложен в 1903 И. П. Павловым. Исследование этого явления привело Павлова к созданию условнорефлекторной теории поведения животных и человека и нового учения о функциях мозга – физиологии высшей нервной деятельности. Изучение закономерностей образования и особенностей У. р. способствует объективному познанию работы головного мозга. Существует множество методик исследования У. р., но наиболее известная из них методика слюнных пищевых У. р. даёт возможность просто и точно оценивать их по мере выработки. И хотя современные электрофизиологические, нейрохимические, психофармакологические и др. методы анализа деятельности головного мозга внесли много нового в развитие условнорефлекторной теории, основные положения, сформулированные Павловым на основе изучения слюнных У. р., остаются незыблемыми поныне и служат фундаментом для новых исследований.

Для формирования У. р. требуется достаточно высокий уровень организации центральной нервной системы. Так, для беспозвоночных характерны индивидуально приобретённые формы поведения, не отождествляемые с условнорефлекторными. Практически истинные У. р. вырабатываются у позвоночных животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. У. р. высшего порядка образуются с трудом, что зависит от уровня организации живого организма. У собаки можно выработать У. р. до 5-го, 6-го порядка, у обезьяны – до 10–12-го порядка, у человека в основе его абстрактного мышления лежит способность к образованию У. р. 20-го и более высокого порядка. Примером таких сложных реакций могут быть, например, работа на различных приборах, управление машинами и др. трудовые и двигательные акты, часто связанные с речью.

все таки это рефлексы, в том числе и охотничий, инстинкт добывания пищи присущ всем собакам, а рефлекс у охотничьх пород

0

109

Ну если психология - по теме, то могу сказать, что у людей в зависимости от экстра/интравертивности определяется, к примеру, сфера занятости. Интраверт (если описывать грубо) - сосердоточенный на себе, своем внутреннем мире, спокойно переносит одиночество, в состоянии сконцентрироваться на одном деле без отвлечений на второстепенном. Экстраверт - напротив, не может ни минуты без общения, деятельность постоянно направлена вовне, внимание постоянно распыляется. Из экстраверта не получится эксперт-криминалист, а из интраверта - рекламный агент (имеются в виду успешные представители своей профессии). Экстра/интраверивность не переломаешь даже сли под влиянием социализации человек будет вести принятым в обществе манером (в таком случае возможно только появление внутреннего конфликта). Я все несколько утрированно пишу, ибо в психологии это все более научно и сложнее к восприятию. Понятие психотипа относительно ново (в отличие от темперамента, первое определение которого восходит к Аристотелю) и связано с именем Карла Юнга (думаю, известное всем имя - семимильный шаг в психологии). И именно экстра/интравертивность объясняет разность реакции на одинаковые возбудители в одинаковых условиях. Поэтому современные психологи часто уходят от привязки к темпераменту, считая ее огрубленной и принимая во внимание множество фактов неподтверждения темперамента (понятно, не в чистом виде) у одного и того же человека в разных условиях. Вы удивитесь, но не менее трех тестов в разных услових (разное время суток, разный период месячного цикла у женщин, разная обстановка и еще несколько факторов) могут показать более-менее репрезентативный результат - тип темперамента. И при этом, итоги каждого из 3 тестов ни разу не совпадут! Они могут быть только близки по показателям. Это одна из причин, почему темперамент как определяющая величина при анализе психотипа человека и отвергается. Это скорее переменная величина, хотя, конечно, и без резких скачков (если человек на тесты отвечает честно и тесты являются научно обоснованной и апробированной методикой). И уже исходя из соотношения экстра/интравертивности (в чистом виде, разумеется, не бывает), психологи выделяют десятки (!) психотипов.
В принципе я так долго пытаюсь сказать, что, как и у людей, то, что раньше ставилось во главу угла (темперамент), может и у собак иметь свои минусы. Мне сложно, не имея авторитета опытной собачницы (действительно, чего нет, того нет), утверждать, могу только предполагать. Так вот, я предполагаю, что сангвиника и холерика у собак тоже довольно сложно различить (ведь приборов для определения скорости реакции - скорости распространения импульсов в нейронах). Таки образом, можно предположить, что разбивка собак на темпераменты, как и у людей, весьма условна и схематична. И, возможно, стоит развивать более приемлемую в психологии человека теорию различения психотипов. (

Dix написал(а):

А вот они как раз получали одинаковые условия содержания у заводчика и социализацию у хозяина. НО они РАЗНЫЕ по темпераменту. Врожденные качества - никуда не денешься....они есть и будут.

. Эта цитата для меня - подтверждение утверждения, прежде всего, о разности психотипов, а не темпераментов (хотя и это, конечно, да).
Самое интересное, что вот я писала-писала, вспоминала прочитанные первоисточники по психологии, размышляла. И пришла к логическому (как по мне) выводу, что мы пытаемся с человеческими мерками подойти к собаке, которая в принципе иное существо. И у собаки гораздо сильнее и ярче выражено влияние рефлексов. Наверное, поэтому для собак более применима наука этология (основана на наблюдательном (эмпирическом) подходе), а не зоопсихология. Кстати, ВСЕ современные науки начинались с наблюдений. Даже не представляете, сколько тысяч наблюдений провели "отцы" психологий! как например, Ломброзо с известными "гениальность и помешательство" - только на основе наблюдений, без теоретизирований.
Не бейте меня за наукообразность высказываний. Больше не буду. :tomato:

0

110

ну вот по времени еще успеваю добавить :
К примеру , натаска собаки на рукав- построена на инстинкте добычи и путем дрессировки вырабатывается рефлекс.- хватаь.
Любая дрессировка построена на природном инстинкте собаки  и путем дрессуры мы у своих собак вырабатываем условные рефлесы на тот или иной раздражитель, будь то пищевой, звуковой или механический или любой другой .
Тоесть  инстинкты присущи врожденно, а рефлекы вырабатываются....
Ну вот, коротко это выглядит как-то так..........

к сожалению, не успеваю проанализировать Вашу информацию, поэтому -сорри, сделаю это по приезду. :flag:

0

111

Все, капец. Я тоже полезла в инет (да здавствует безлимит), и совершенно согласна с uncle. Речь в Вашем высказывании, логично и по смыслу, все-таки шла о рефлексах. Dix, не стоит вспоминать Дарвина в связке с инстинктами. Вы скорее вспомнили Павлова. И он же определил условные и безусловные (иными словами, врожденные, генетически передаваемые) инстинкты. Условные вырабатываются, а безусловные присущи от рождения. Линейка, думаю, такая (схематично): есть (в смысле жрать) - инстинкт; охотиться, чтобы добыть еду - безусловный рефлекс; попрошайничать под столом, если каждый раз при приеме пищи люди дают кусочек - появившийся условный рефлекс.

0

112

Пардон, условные и безусловные рефлексы (конечно же, описка, заморочилась). Пора уходить, а то еще начну термины путать - недопустимая для науковця помилка (для ученого ошибка).

0

113

мне кажется что у нас как раз происходит переоценка в соответсвии с этим:

Olis написал(а):

Это период очередного пересмотра статуса о рангах в стае. Из двух одна будет лидером, она учится командовать, она стремится совершать поступки быстрее (надо быть первой). Вторая учится подчиняться, не торопиться, оглядываться на лидера. Это естественная иерархия в стае, если нет чёткой субординации будут возникать стычки, пока она не установится. Если собака одна, тоже самое может происходить в смешанной стае человек-собака, но более сглаженно.

она не доминантная, поэтому смотрит за вожаком(хозяином), туда ли я бегу, то ли делаю

0

114

Сколько всего интересного настрочилли! :writing: Чуть позже будуещё раз  внимательно читать. Сейчас немного вернусь назад.

Olis написал(а):

я провожу их для своих щенков, хотя при тесном контакте с ними многое и так ясно как день. Но иногда всё же вылезают оч. интересные вещи

Рона написал(а):

ведь то, что вылезают, может быть результатом и влиянием социализации

Dix написал(а):

Ну это уже у подросшего щенка можно говорить о результатах влияния социализации. я все же думаю, что Olis говорит конкретно о щенках своих пометов, где все щенки до определенного времени находятся в одинаково нормальных условиях, но они уже в том возрасте имеют особенности СВОЕГО характера, отличительно от других.

Да, я действительно говорю именно о 7-недельных щенках (именно в этом возрасте проводят тесты) и о  том, что знаю своих щенков, но  на тестах иногда получаю новую информацию. Я говорю не только о своих помётах, но и о других, в которых помогала проводить эти тесты. Их хозяева говорили о том же.

Рона написал(а):

можно предположить, что разбивка собак на темпераменты, как и у людей, весьма условна и схематична

Несомненно, но она удобна, хотя бы понятно о чём речь. Если мы полезем в науку, то конечно эта разбивка как арифметика рядом с интегральным вычислением  :)

uncle написал(а):

она не доминантная, поэтому смотрит за вожаком(хозяином), туда ли я бегу, то ли делаю

uncle, это замечательно, используйте данный этап на 100%. Он не последний, возможно девочка ещё не раз будет пересматривать своё положение  :) .

0

115

Рона написал(а):

. Dix, не стоит вспоминать Дарвина в связке с инстинктами. Вы скорее вспомнили Павлова.

Нет, я имела ввиду именно Дарвина.  у Дарвина очень  доступно описано , чем рефлекторный акт  отличается  от инстинкта . Но труды его очень объемные, их лучше изучать поэтапно , а не в сокращенном варианте.
А что касается упомянутого Вами  Павлова... дык - не люблю я его... не хочу объяснять почему (долгая песня....),но   он сам, в последствии  высказывал сомнения по поводу итогов своих опытов.... не хочу уходить в науку- в этой теме  мы говорим о собаках , а труды многих светил не ограничиваются только опытами с собакам....

Рона- письмо получила, а ответить -то куда ? Личка у Вас , наверное, не работает ... или работает-можно туды писать ? для большей вероятности сбросьте мне на  berni07@inbox. ru- свой e- mail--  и я Вам отвечу. :writing:

0

116

Рона написал(а):

охотиться, чтобы добыть еду - безусловный рефлекс; попрошайничать под столом, если каждый раз при приеме пищи люди дают кусочек - появившийся условный рефлекс.

Я бы назвала это не безусловным рефлексом , а инстинктом добычи.....
Думаю.это безуспешные споры .... так как и Вы и uncle прибегаете к терминам - РЕФЛЕКСЫ и ИНСТИНКТЫ, но упускаете из виду, что без природного инстинкта не выработать условного рефлекса. безусловные рефлексы - это совсем другая история.
Жаль, что на этом форуме нельзя давать ссылки  , даже на очень интересные сайты......... :(
поэтому   щас попробую сбросить кусочек статьи о дрессуре , где как раз таки и переплетаются термины - рефлекс и инстинкт ---используемые в дрессировке...

Отредактировано Dix (22 июля, 2008г. 23:21:00)

0

117

ЭД ФРАУЛИ. ПОНИМАНИЕ ПОБУЖДЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЗАЩИТНОЙ ДРЕССИРОВКЕ

Защитная дрессировка, если она делается как положено, - это самая ответственная и сложная дрессировка из всех. Большинство собак могут успешно пройти курс послушания, следовой работы или Аджилити, но далеко не все собаки могут быть обучены на реальную защиту хозяина. Я очень часто слышу, что люди говорят: "Моя собака не была обучена защите, но я знаю, что если кто-нибудь будет мне угрожать, она будет способна меня защитить". В 99% случаев это мнение ошибочно. Реально, большинство собак, когда им угрожают, уклоняются от борьбы и убегают, оставляя своего хозяина на произвол судьбы. Причина этого кроется в темпераменте собак. Говоря простыми словами, обучение собаки нападать и хватать основано на способности собаки иметь дело со стрессом. Хорошая защитная собака обучается с юного возраста действовать правильным образом, когда на нее нападают. Она учится понимать, что уклоняясь и убегая, она не решает проблему. Чтобы защитная дрессировка была успешной, хозяин должен иметь хорошее представление о побуждениях, которые управляют действиями собаки. Это:
- Инстинкт добычи
- Оборонительный рефлекс
- Рефлекс борьбы
- Уклонение

Если вы хотите научиться правильным приемам дрессировки для защитной службы, ваша работа должна начинаться с понимания этих побуждений и того, как они связаны друг с другом. Если дрессировщик не понимает эти побуждения на 100%, он даже может не приступать к работе, поскольку он никогда ничего не достигнет в защитной дрессировке. Если вы новичок, вам нужно обязательно обратиться к опытному тренеру и учиться у него. Каждый раз, когда вы наблюдаете за выполняющей защитную работу собакой, вы должны задумываться над тем, что ею движет. Если вы наблюдаете за работой опытного фигуранта, вы должны задавать себе вопрос: "Какие стимулы задействует он в работе?". Когда он меняет эти стимулы, вы должны распознать момент, когда это происходит, и почему. На моих учебных кассетах я показываю собак, которые имеют хорошие побудительные рефлексы, и собак, которые испытывают недостаток в них. Мне хотелось бы, чтобы зритель смог распознать: когда собака имеет потенциал к защитной работе, а когда нет. Поскольку это очень важно, я хотел бы, чтобы было понятно, когда собака не унаследовала нужных инстинктов, и когда она не может быть обучена защитной работе. Уточню с самого начала, что вы должны четко понимать: собаки наследуют данные для защитной службы. Это генетический фактор, а не фактор дрессировки или породы. Другими словами, если собака не имеет генов для защитной работы, вы не сможете выработать их. Кстати, только тот фактор, что ваша собака- немецкая овчарка, вовсе не означает, что она обязательно может быть обучена защитной работе. Это звучало бы так, что если вы владелец лошади, то она обязана стать звездой скачек. Итак, сначала определим побуждения, которые движут собакой на защитной работе, затем пройдем по этапам тренировки для собак, хозяев и фигурантов. Кстати, для эффективной защитной работы хозяин и фигурант должны работать как одна команда.

Инстинкт добычи.

Инстинкт добычи- это самое раннее из побуждений, которое можно увидеть и понять в вашей собаке. Он может быть замечен уже у 6-недельного щенка. Инстинкт добычи- это желание преследовать предмет, схватить его и трясти, когда предмет схвачен. Щенки демонстрируют инстинкт добычи, когда они гоняются за мячом или играют в "перетягивание каната" с вашими штанинами или рукавами. Когда вы наблюдаете собаку, гоняющуюся за кроликом, кошкой или фрисби, вы наблюдаете инстинкт добычи в действии. Собакой, преследующей фигуранта, тоже движет инстинкт добычи. Когда собака работает из подобных побуждений, она не чувствует угрозы, ведь охота- это естественное для собаки состояние. Собаки воспринимают добычу, как игру, для них это игра типа перетягивания каната, а ведь собаки не испытывают никакого стресса, когда "перетягивают канат". Когда собака кусает только из побуждений добычи, она находится во вполне комфортном состоянии: тело ее чуть напряжено, хвост поднят или машет. Это самые простые вещи, которые могут использовать даже начинающие дрессировщики для распознавания побудительных мотивов. При проявлении инстинкта добычи нет ни поднятой шерсти на загривке, ни рычания, ни демонстрирования зубов. Лай на добыче- это высокий настойчивый лай; когда собака так лает, совершенно не видно, чтобы она как-то нервничала или
испытывала стресс. Во время защитной дрессировки мы используем инстинкт добычи в двух направлениях: Мы используем охотничий инстинкт собак, чтобы научить их технике борьбы и укуса. Другими словами, мы используем раннюю работу на основе добычи , чтобы научить собак узнавать специальные мешок, трубку или рукав как предметы добычи. Собака учится понимать, что когда она видит своего хозяина или помощника с мешком или рукавом, то намечается игра в перетягивание каната, и рукав- это цель, которую надо кусать. Во время этой работы мы обучаем собак лаять перед укусом, мы учим их , что они должны показывать крепкую хватку, иначе они потеряют свою добычу, также учим, что когда рукав соскальзывает или фигурант бросает его, собака должна схватить и держать эту добычу. Более важно, что когда собака становится взрослее, мы используем тот комфортный уровень, который дает инстинкт добычи, для того, чтобы успокоить собаку и уменьшить стресс, который возникает при действии рефлекса защиты. При такой дрессировке кусание из охотничьих побуждений становится комфортной зоной для собаки. Это такой этап работы, когда собака может успокоиться без реального прекращения работы. Обучая собак двигаться из побуждений добычи, мы учим их таким образом расслабляться после особенно тяжелого в плане стресса дрессировочного занятия. Одна из вещей, которые необходимо помнить об инстинкте добычи, это то, что он уменьшается и даже угасает вовсе, если собака устала. Другими словами, у такой собаки больше нет желания играть с предметом. Самым трудным для понимания постулатом для дрессировщиков-новичков является то, что после того, как собака приобретет некоторый опыт, картина работы на рукав должна измениться. Тогда как несведущий человек, видящий собаку, обучающуюся на основе инстинкта добычи, будет думать, что собака всерьез намерена загрызть фигуранта, реально это будет всего лишь собака, играющая в немного грубую игру.

Перед тем, как мы двинемся дальше, давайте еще раз взглянем на некоторые проявления инстинкта добычи. Они выражаются по-разному, но все это одно и то же. В полицейских испытаниях DPO помощник убегает и собака преследует и задерживает его из инстинкта добычи. SHUTZHUND в настоящее время претерпевает некоторые изменения в правилах, касающиеся теста на смелость, но старый тест на смелость начинался с того, что нарушитель бежит от собаки, затем собака посылается ему вслед, и таким образом действует из побуждений добычи.

Рефлекс защиты

Если собака нужна для реальной полицейской работы, серьезной работе по персональной защите или хорошей работе в Schutzhund, она должна иметь твердый рефлекс защиты.

Рефлекс защиты у собак- это инстинкт защищать себя от ощущаемой угрозы. Когда молодая собака работает из инстинкта самозащиты, она находится совсем не в комфортной ситуации. Собака думает, что она находится в таком положении, когда ей могут угрожать или даже напасть, в результате чего собака испытывает стресс. Для нашей дрессировки нужна такая собака, которая хотя и чувствует себя неуверенно в такой ситуации, но которая будет реагировать даже на ограниченную угрозу агрессивным откликом. Эта готовность защитить себя является наследуемым качеством. Оно не может быть выработано у собаки, и не имеет значения, насколько усердно вы будете пытаться это сделать. Если собака не унаследовала этот инстинкт, никакими путями нельзя получить из нее защитную собаку. Хорошими примерами этого являются большинство лабрадоров, золотистые ретриверы, лайки и другие подобные им породы. Эти собаки просто не несут в себе гены для защитной работы. Самое большее, что можно ожидать от таких собак, это лая на незнакомцев; но если им будут угрожать, они уклонятся и убегут. Но даже если собака и унаследовала этот инстинкт, настоящий инстинкт защиты не начнет проявляться, пока собака не достигнет половой зрелости. Для некоторых собак это может произойти в возрасте одного года, но полностью рефлекс защиты не покажется, пока собака не достигнет умственной зрелости, это произойдет самое позднее в 3 года, в зависимости от заводской линии. Картина, которую мы можем наблюдать у совсем не тренированной собаки при защите, в корне отличается от той, которую мы наблюдали при работе на добычу. Изначально, защита -это работа в условиях опасности. Лай собаки более глубокий и более серьезный, шерсть на холке поднимается дыбом, и вдобавок, мы увидим, что она показывает гораздо больше зубов в форме оскала. Поднятие шерсти на загривке- это один из естественных способов сделать себя больше и выглядеть более серьезно. Это общая реакция для всех животных: мы можем ее увидеть у австралийских ящериц, имеющих специальные выросты кожи на шее, которые расправляются и позволяют ящерице выглядеть более свирепо, что позволяет ей отпугивать хищников. Защитный лай- это низкий утробный лай. Однажды его услышав, вы уже всегда сможете различить защитный лай и лай на добычу. Также отличается и положение хвоста При защите собака не машет хвостом так сильно, как она это делает при работе из побуждений добычи. Защитный укус тоже отличен от охотничьего. Собака делает его передней частью рта. Очень часто собаки хватают "добычу" всем ртом, тогда как при защите используют только переднюю часть. Когда вы слышите, что дрессировщик говорит, что в защите хватка ослаблена, это означает, что собака кусает только передними зубами и часто жует рукав. Дрессировщики-новички могут рассматривать положение хвоста, а также глубину хватки как барометр темперамента: когда хвост поднят и машет, собака находится во вполне комфортном состоянии. Когда напряжение ситуации возрастает, взмахи хвоста будут меньше, он опустится, а хватка станет слабее. Если напряжение продолжает возрастать, и собака готова к уклонению (что является точкой, когда она уже убегает от опасности), хвост зажат между ногами.

Самое безопасное время для того, чтобы начать обучать собаку защитной работе, это время, когда собака достигнет умственной зрелости, но однако к тому времени она уже должна пройти через основы работы на инстинкте добычи. Инстинкт защиты у собак начинает проявляться уже в возрасте 4 или 5 месяцев в форме лая при необычных для собаки обстоятельствах, однако он не достигает полной силы до того, как собаке исполнится 18 или 24 месяца , а для некоторых собак и три года. Опытные фигуранты могут начинать знакомить молодую собаку с защитой, когда она достигнет половой зрелости, что обычно бывает в возрасте 11-14 месяцев. Неопытные дрессировщики делают очень большую ошибку , начиная знакомить собак с защитой, когда собаки еще недостаточно зрелы умственно, чтобы иметь дело с сильным давлением на них. Обучение собак защите до того, как они достаточно зрелы, чтобы иметь дело со стрессом- это самый быстрый способ досрочно завершить карьеру защитной собаки. Поэтому запомните - БУДЬТЕ ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНЫ при работе на защиту с молодой собакой. Некоторые собаки имеют превосходный инстинкт добычи, но недостаточный защитный инстинкт. Самый простой пример- это черные лабрадоры, которые обожают таскать мячики, но никогда не смогут быть обучены защите- из-за недостатка защитных рефлексов. В отличие от инстинкта добычи, инстинкт защиты не угасает, когда собака устает: независимо от того, насколько устала собака, она продолжает реагировать на все, что ее тревожит или пугает. У немецких овчарок американских заводских линий осталась некоторая степень инстинкта добычи, однако 99% из них практически не имеют защитного инстинкта. Вот почему они не могут пройти курс SCHUTZHUND, не говоря уже о полицейской работе. Обучение собаки защите требует очень опытного помощника, который бы являлся настоящим экспертом в понимании темперамента и мог бы точно определить, насколько можно угрожать и давить на конкретную собаку, прежде чем она перейдет в уклонение.

Инстинкт борьбы.

За то время, когда собака проходит через все стадии дрессировки, ее взгляд на помощника радикально меняется . Поначалу, в работе на добычу, фигурант - это друг, с которым можно играть в “перетягивание каната” или персона, постоянно пытающаяся украсть добычу. В защитном этапе дрессировки помощник уже становится человеком, вносящим стресс в жизнь собаки. Теперь он становится подозрительным типом, который ей угрожает. Тогда как защитная дрессировка прогрессирует, уверенность в себе у собаки возрастает (если она генетически к этому способна). Она учится побеждать фигуранта в любых обстоятельствах. Эти многочисленные занятия медленно меняют взгляд собаки на помощника. Собаки начинают видеть в нем противника - человека, который взбесился или сошел с ума, и потому представляет реальную опасность, а не просто человека, который их нервирует. Когда это случилось, можно сказать, что у собаки выработался рефлекс борьбы. Мы определяем рефлекс борьбы как взаимодействие охоты и защиты, когда собака показывает напор охоты с энергией защиты. Картина собаки, работающей из рефлекса борьбы- это картина взрослой собаки с большим запасом самоуверенности при любом окружении и в любых обстоятельствах. Эта собака не выглядит и не действует неуверенно. Уровень интенсивности хватки очень высокий, собака будет показывать такое упорство в борьбе, которое вы никогда не встретите у более молодых незрелых собак. Есть только один путь, которым собака может приобрести рефлекс защиты - это через опыт и тренировки. Она не может проснуться в одно прекрасное утро в трехлетнем возрасте уже с рефлексом борьбы. Собаку нужно провести через основы работы на добычу, а затем в нужное время, постепенно, шаг за шагом, познакомить ее с основами защитной работы. Важно понимать, что только собаки с хорошими генами и правильной дрессировкой способны развить рефлекс борьбы. Интересный факт, что собаки с устойчивым инстинктом добычи развивают прекрасный рефлекс борьбы, также очень часто можно увидеть собак с доминантным темпераментом, у которых развился этот рефлекс. Когда говорят о рефлексе борьбы как о защитном, это не совсем правильно. Различие между двумя рефлексами заключается во взгляде собаки на помощника и том уровне комфорта, который присутствует во время работы. Запомните это различие: собака с рефлексом борьбы смотрит на фигуранта как на противника. Дрессировщики-новички часто сталкиваются с трудностью различения собак, лающих из инстинкта добычи, от собак, лающих с интенсивностью защиты и собак с рефлексом борьбы. Не беспокойтесь, это нормально. Каждый новый дрессировщик проходит через эту трудность, у меня это тоже заняло много времени. Однако с опытом , эта ваша способность узнавать намного возрастет.

Уклонение.

Уклонение часто используется в дрессировке на послушание, но в защитной дрессировке этот рефлекс не используется.

Иногда уровень стресса для конкретной собаки поднимается настолько, что она поворачивается и отступает. Когда это происходит, мы говорим, что собака уклоняется. Некоторые люди считают, что это отдельный инстинкт, я же склонен считать это всего лишь формой защиты. Это экстремальная и самая безопасная форма защиты. Однажды обращенная в бегство собака мгновенно усваивает, что это самый легкий путь избежать давления извне; могут потребоваться месяцы, чтобы вернуть собаку в то состояние, в котором она была до того, когда убежала в первый раз. Когда мы говорим об уклонении, также необходимо упомянуть о неуверенности. Между этими понятиями большая разница. Неуверенность, это когда собака делает шаг назад, чтобы избежать того, что наступает на нее, когда она в стрессовом состоянии. Это обычно случается с молодыми собаками, когда их переводят на новый уровень стресса. В неуверенности нет ничего страшного - это даже положительный факт, поскольку когда собака преодолевает свою неуверенность и понимает, что делать в этой новой для нее ситуации, она становится более сильной и уверенной в себе.

Уклоняясь, собаки зажимают хвост между ног, закладывают назад уши, поднимают шерсть на загривке и убегают. Просто неуверенные собаки никогда не поджимают хвост, они его только чуть опускают , но не поджимают. Они могут выглядеть ошарашенными, но никогда - напуганными. Разница как раз здесь.

Дрессировщики обязательно должны развивать у себя навык отличать неуверенную собаку от уклоняющейся. Во время последней стадии дрессировки мы интенсивно вводим собаку в область опасности, а затем обучаем ее, как выйти из этой ситуации при помощи борьбы.

- Могу ли я обучать свою собаку защитной работе самостоятельно?

Этот вопрос мне часто задают начинающие дрессировщики, которые хотят обучать защите своих собственных молодых собак. Обычно для ответа на этот вопрос я использую маленькую историю. Если у вас есть сын, которого вы хотите научить драться - вы посылаете его в секцию каратэ. Обучение в этих секциях полностью основано на инстинкте добычи: там обучают только технике борьбы. Он даже может выиграть соревнования, но все равно, это работа на инстинкте добычи - потому, что это игра. Пусть это и серьезная игра- но всего лишь игра. Вы можете помочь вашему сыну с той позиции, что обучите его основным навыкам борьбы и натаскаете для этой работы. То же самое справедливо и для вашей собаки: вы можете помочь ей усвоить основные приемы добычи. Вы даже можете позволить собаке практиковаться в этом с вами. Если ваш сын, прогуливаясь по городу в пятницу вечером, нарвется на ножевую драку, в которой он будет вынужден драться за свою жизнь, он будет выполнять защитную работу. До тех пор, пока хозяин, учит собаку на хватку из побуждений добычи, он никогда не ставит собаку в положение, когда бы она чувствовала, что владелец пытается ее убить. Точно также вы никогда не сможете сделать так, то ваш сын почувствовал бы, что вы пытаетесь его ранить или убить, то же справедливо и по отношению к собаке. Хозяева, которые проводят собак через дрессировку на добычу, дают собаке многие навыки, которые должны пригодиться при реальной защитной работе. На самом деле, если ваш сосед, увидит, как собака терзает вас за рукав, вообразит, что вы подверглись нападению, то это будет всего лишь работа на добычу или усовершенствованная игра в перетягивание каната. Когда уже становится необходимой работа на защиту, владельцу следует найти опытного помощника. Других путей не существует. На наших видеокассетах мы даем некоторые идеи как поработать до того, как вы нашли опытного человека, но это максимум, что вы можете себе позволить. Я также считаю, что для персональной защиты, если предварительная работа была проведена грамотно, величина необходимой дополнительной помощи намного меньше.

Если вы нашли эту информацию интересной для себя, вы можете также прочитать мою статью “Взаимодействие и пороги побуждений”. Вы можете также посмотреть мою кассету “Первые шаги в обучении кусать”. Эта кассета была закончена в августе 1996 года и без сомнений, является лучшей продукцией такого рода на рынке, и , возможно, лучшей кассетой из тех, которые я когда-либо делал. Вы получите столько информации, сколько только возможно получить за два часа, что потребовало применения моего опыта за 24 года по подготовке защитных собак. Эта кассета проведет вас шаг за шагом через тренировочную программу и объяснит все так, что даже человек, не имеющий опыта обращения с собаками, сможет все понять.

0

118

Ну и еще немного :
                                   *****************************************
Теория физиологического поведения собак исходит из положения, что эти животные обладают довольно сложной нервной системой, управляющей работой их внутренних органов и обеспечивающей связь организма с окружающей средой. Умственные способности собаки позволяют ей, используя прежний опыт, быстро приспосабливаться к различной обстановке, перестраивая свое поведение при ее изменении. Она способна четко выполнять определенные действия по команде своего хозяина. Мышление собаки, в отличие от человеческого, не способно к абстракции, оно у нее конкретно, т. е. постигает только то, что влияет на органы чувств.

Дрессировка собак

В поведении животных, в том числе и собак, большое значение имеет инстинкт - врожденное приспособление к определенным условиям среды, сформированное тысячами предшествующих поколений. Инстинкты проявляются буквально с момента рождения, однако в течение жизни могут изменяться - вплоть до исчезновения некоторых из них. Однако, если характер окружающей среды изменяется, животное вынуждено приспосабливаться к новой обстановке, т. е. вносить поправки в свои поступки.

При этом следует понимать, что безусловные рефлексы - это бессознательная ответная реакция на какой-нибудь сильный внешний или внутренний раздражитель (например, отдергивание лапы животного при соприкосновении с горячим предметом, чувство боли, вызывающее гримасу). Условные рефлексы вырабатываются на основе врожденных инстинктов, в процессе приобретения жизненного опыта или тренировки (дрессировки )  обусловливается реакция коры головного мозга на конкретный раздражитель.

Поэтому дрессировка - с научной точки зрения - это воспитание животного при помощи использования инстинкта и условных рефлексов.

Следует о отметить: в коре головного мозга происходят очень СЛОЖНЫЕ явления, суть которых сводится к процессам возбуждения, торможения и т. д. Это обстоятельство необходимо учитывать при практическом усвоении методики дрессировки.

Рефлексы могут быть простыми (например, слуховой) или сложными, возникающими при одновременном воздействии нескольких раздражителей. Условные рефлексы вырабатываются у собак с различной быстротой и легкостью, что зависит от типа нервной деятельности. Наукой разработано учение о типах высшей нервной деятельности у животных. Знание этой классификации необходимо для выбора объекта дрессировки. Различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Возбудимый, безудержный (холерик). Нервные процессы у представителей этого типа отличаются большой подвижностью и силой, но и неуравновешенностью. Процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над тормозными. Животные данного типа очень энергичны и подвижны, они хорошо поддаются обучению, но удержание в различных положениях удается с трудом.

Подвижный (сангвиник). Наиболее благоприятный для дрессировки тип высшей нервной деятельности. Нервные процессы сильные, подвижные, уравновешенные.

Инертный (флегматик). Нервные процессы у животных это типа сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Условные рефлексы вырабатываются медленно, с трудом, но зато хорошо удерживаются. Дрессировать таких животных не имеет смысла.

Слабый тормозной (меланхолик). У них очень сильно развиты тормозные процессы в коре головного мозга.

Условные рефлексы вырабатываются с большим трудом. Животные этого типа абсолютно не пригодны к дрессировке.

Следует, однако, отметить, что приведенная классификация далеко не безупречна. “Чистые” типы высшей нервной деятельности в жизни практически не встречаются, поэтому выводы о пригодности животного к работе не стоит делать поспешно. Необходимо тщательно изучить его тип путем наблюдения поведения в различной обстановке и по результатам вынести окончательное решение.

В процессе дрессировки используют, как это указывалось ранее, инстинкты, а также условные и безусловные рефлексы. Из врожденных инстинктов прежде всего опираются на так называемое пищевое поведение (выполнение определенных действий в ответ на показ пищи); оборонительную активность и пассивную реакцию; узнавание предметов при помощи органов чувств. Не используют при дрессировке половой и родительский инстинкты. Для выработки условных рефлексов применяют определенные раздражители, под которыми подразумевают все то, что, действуя на органы чувств, вызывает определенные ощущения. Раздражителями могут быть как наружные, так и внутренние факторы. Внутренние раздражители: болевые ощущения, переутомление, переполнение желудка, мочевого пузыря и прямой кишки и т. д.; внешние раздражители тоже очень разнообразны: пищевые, механические, звуковые, слуховые и т. п.

0

119

Dix, а можете кинуть ссылки мне на почту (irikom@list.ru)? У вас ведь тьма-тьмущая всего интересного!
А здесь проходит вариант с жирным текстом, моя пока так и висит, не опознали :) .

0

120

Olis-- ссылку, которая  с форумом -я Вам скинула.
А вот эту вроде не должны удалить, форума тут  как такового нет, а почитать кое -что можно :

http://www.dogjournal.ru/group/obshee/p … 41644.html

0


Вы здесь » Форум КПЦ "Швейцарские Зенненхунды и Ко" » Стандарт и История Породы, Разговоры о породе » психология берна, как меняется с возрастом?