C.A. Шарп
Цена славы: Что происходит, когда победа в ринге становится всем.
Прошло уже почти двадцать лет, а я все еще помню, как привлекала внимание Шэдоу пустой рукой без лакомства в ринге Бест ин Шоу открытой выставки, освещенном только уличными фонарями. Я не обращала внимание на ноябрьскую прохладу, одним глазом на судью, другим на собаку. Австралийские овчарки тогда не были признаны AKC. Только на таких открытых выставках они могли соревноваться с другими породами. Шэдоу имел шанс выиграть главный приз одной из крупнейших открытых всепородных выставок в нашем регионе, а я уже почти выдохлась во время Беста рабочей группы.
Скоро мы были во главе линии, подошла наша очередь для осмотра экспертом. Судья осмотрела Шэдоу и дала команду на движение по кругу. Пока мы делали круг, чтоб стать в конце линии, зрители аплодировали. Они не были никакой организованной группой поддержки, не были нашими друзьями или поклонниками. Большинство владельцев и любителей австралийских овчарок к тому времени уже давно ушли домой. Во время движения Шэдоу нас приветствовали незнакомцы, которые оценили хорошую собаку.
Судья продолжала индивидуальные осмотры. Я держала Шэдоу в тонусе на случай, если судья посмотрит в нашу сторону. Мой красивый пес не отрывал своего пристального взгляда от моей пустой руки. Я благодарила собачьих богов, что он был неизлечимой пищевой собакой.
Судья закончила с победителем группы тоев, затем жестом дала всем команду к движению вокруг ринга еще раз. Первой была борзая, за ней пойнтер, затем Шэдоу, легко выдерживающий темп более длинноногих животных, в то время как меньшие собаки описывали более узкий круг позади нас. Судья держала руку над головой, пристально наблюдая за нами. Шэдоу не сбивался с ритма. Я надеялась, что и я не собьюсь.
Ее рука опустилась. Она указывала на меня! Шэдоу выиграл Бест ин Шоу.
Победа на той выставке была одним из самых ярких моментов за те годы, что я участвую в выставках собак. Я до сих пор вспоминаю неповторимые эмоции, охватившие меня тогда. Выиграть, и выиграть что-то большое, является замечательным опытом. Но это была, в конце концов, только выставка собак. Проведение выставок чистокровных собак началось приблизительно полтора века тому назад в рамках животноводческих ярмарок, где селекционеры и фермеры могли показывать свой лучший рогатый скот, своих овец и свиней. Как и в случае с домашним скотом, назначение первых выставок было в том, чтобы заводчики могли показать прекрасное племенное поголовье. Но за эти годы акцент изменился, и выставки вместо смотра качества племенного поголовья превратились в мероприятия, победа на которых становится пропуском и главным критерием в разведении. Старый афоризм "о скрещивании лучшего с лучшим" потихоньку изменил значение на "скрещивание лучше выглядящего с лучше выглядящим". Успех в выставочном ринге стал настолько важным, что немногие будут делать по-другому, чтобы гарантировать больший успех.
Сегодня система выставок собак в Соединенных Штатах породила целую индустрию. Люди могут и действительно зарабатывают на жизнь, организовывая выставки собак, выставляя собак в качестве хэндлеров и продавая широкое разнообразие товаров и услуг, которые предназначены для экспонентов. Заводчики рекламируют главные победы и публикуют списки своих титулованных собак, зачастую без упоминания родословной и сведений о здоровье. Нет ничего плохого в праздновании побед или использовании возможности немного покричать о них, но титулы и победы, пусть и престижные, не наследуются щенками собаки.
Хороший судья сможет определить физические качества собаки, но из-за самой своей природы выставочный ринг дает мало возможностей оценить умственные и психические качества собаки и физическую выносливость, жизнестойкость. Даже в породах, где движениям уделяется особое внимание, несколько кругов вокруг ринга могут только выявить [u]самых нездоровых, самых непригодных собак.[/u] Хороший заводчик должен быть сам компетентен в оценке физических качеств собаки, и посторонние мнения, в форме выставочных побед, не должны влиять на его суждение. Кроме того, мудрый заводчик использует возможность понаблюдать и пообщаться с собаками далеко за пределами ринга для того, чтобы определить их умственные и физические качества.
Породные Интернет-форумы постоянно и подробно обсуждают важность использования в разведении титулованных собак, особенно обладателей большого числа громких титулов. Особое внимание уделяется тем родословным, в которых присутствуют самые титулованные представители породы. Титулы стали приманкой, за которой гоняются слишком многие заводчики собак.
Выставки собак стали целью, а не средством. Люди разводят собак для того, чтобы выигрывать выставки, вместо того, чтобы использовать выставки для показа результатов своей разведенческой работы. Если собака не побеждает, разве это говорит однозначно о том, что она не достойна быть использованной в разведении? А если она много побеждает, то что, ее обязательно нужно активно использовать? На первый взгляд эти рассуждения могут показаться верными, хотя на самом деле это не так.
Ценность собаки как племенного животного зависит от ее генетического строения. Ее вид и поведение в ринге могут служить некоторыми признаками ее потенциала, но все ленточки, розетки и кубки в мире не смогут помочь, если она не будет передавать свои качества ее потомству.
В США на выставках собак очень большое внимание уделяется хэндлингу, а в длинношерстных породах, и грумингу. Неумелый хэндлер или грумер могут сделать так, что отличная собака будет выглядеть плохо. Наоборот, талантливый хэндлер или грумер могут скрыть слабости и недостатки посредственной особи. Хорошие хэндлеры могут вышколить собаку с надлежащим темпераментом, что она своим видом заставит зрителей воскликнуть: "Посмотрите на нее! Она так просит отдать победу ей!" В том, как собака смотрится в ринге, по крайней мере, половина, если не больше, от тренировки, ринговой подготовки. Лучше подготовленная к выставкам собака разве является лучшим кандидатом для разведения, чем другая, с лучшим строением, но менее эффектным видом и показом? Качественный груминг или отличный хэндлинг могут быть заслугой человека, который вложил деньги и силы в это, но они не перейдут со щенками к их владельцам, если заводчик не приложит к родословным визитные карточки грумера и хэндлера.
Победы стали настолько важными для некоторых людей, что они используют множество методов, чтобы улучшить их шансы на выигрыш. Некоторые тщательно изучают судей и выбирают, под кем выставлять свою собаку. Другие проводят манипуляции со своими собаками, чтобы они лучше соответствовали стандарту или моде, например, подклеивают уши, чтобы исправить их постав, подкрашивают шерсть, чтобы скрыть дефекты окраса, татуируют розовую кожу, которая должна быть пигментирована, выправляют кривые зубы, хирургическим путем изменяют форму и длину хвоста или другие физические черты, и так далее. Все эти изменения маскируют фенотип собаки, тот вид, который ей дали ее гены. Несмотря на это, гены остаются теми же самыми. Неправильные уши, неправильный хвост или плохой прикус проявятся у потомства. К сожалению, человек, который повязал свою суку с таким кобелем или купил от него щенка, мог быть неосведомлен об этих изменениях и предполагал, что он покупает гены, чтобы в будущем произвести то, что он видит в ринге.
Даже когда великий победитель является таким же выдающимся производителем, акцент на его победах может привести к синдрому популярного производителя. Независимо от того, как хорош кобель, он будет иметь несколько плохих генов. Широкое использование популярного производителя и последующего инбридинга и лайнбридинга на него увеличат частоту не только желательных генов, но и нежелательных тоже. Если кобель и его близкие родственники используются слишком интенсивно, особенно в породах с маленькими популяциями, то в случае, когда присутствие нежелательных генов станет широкоизвестным, может оказаться, что некуда идти на вязку для исправления ситуации.
А как насчет собаки, которая не побеждает, или, возможно, никогда не была на выставках? Это что, обязательно собака не для разведения? Собаки столь же индивидуальны, как люди. Некоторые не любят выставки и не будут хорошо выставляться. Если животное в других отношениях является превосходным представителем породы, почему проходить мимо него? А что сказать о суке, травмированной в результате какого-нибудь несчастного случая, лишившего ее всех шансов на победу? Тот шрам или рана не будут унаследованы. Если она хорошего качества, почему бы ее не использовать в разведении? Иногда прекрасное животное принадлежит кому-то, кто никогда не выставлял его и не хочет этого. В большинстве случаев, такие собаки принадлежат людям, которые приобретали их исключительно как домашних любимцев. Статус домашнего любимца не является синонимом низкого качества. Хорошо осведомленный заводчик, который знает родословную собаки и каких потомков давали и дают ее близкие родственники, может прекрасно использовать эту собаку в своей программе разведения.
Соотношение выставочных достижений любых двух собак не имеет никакой надежной корреляции с их достижениями в качестве производителей. Победитель крупных выставок может быть никчемным производителем, в то время как собака с более скромными выставочными результатами может произвести изумительных щенков. Юниор, который, кажется, выигрывает все и произвел перспективных щенков - больший риск при использовании в разведении, чем зрелый кобель с менее звездной карьерой. Вы уже будете знать, чем является этот взрослый кобель, и, вероятно, что он произвел. А много побеждающий вундеркинд может по мере взросления превратиться в посредственность или у него проявится наследственная болезнь из тех, что проявляются в зрелом возрасте.
Победы - это большая забава, и они не приходят легко. Те, кто успешен, заслуживают поздравлений за их усилия. Но те победы никогда не должны быть главным критерием при принятии разведенческих решений. Каков тот чемпион, что он представляет из себя вне ринга, что за потомство он производит - это намного более важно для разведения, чем даже самые высокие титулы или призы с самых престижных выставок.
. Перевод А.Заброда
. питомник французских бульдогов "Зон Мирэкл"