Нашла в инете и не смогла выбрать какую статью копировать(понравились все). Потому копирую всё. Судите сами.
ЧТО ТАКОЕ "ЗАВОДЧИК"? (Уэйкман M.)
Я прошу прощения за страстность тона предлагаемой вашему вниманию статьи – она была написана в ответ на пришедшее по электронной почте письмо от человека, который не был согласен с моими комментариями о том, что, к счастью, не так много пули разводят на заднем дворе. Очевидно у него нет представления о том, какой смысл я вкладываю в слово "заводчик". Многие клубы разрабатывают моральные кодексы разведения, но как ветеринару мне приходится иметь дело с любыми "заводчиками": и теми, кто размножает собаку у себя на заднем дворе, по сути, не являясь "фабрикантом", и с теми, кого я называю истинными "заводчиками", и с теми немногими, кто стоит на грани разоблачаемых в телевизионных сюжетах щенячьих фабриках, лишь немногим отличаясь от них в лучшую сторону. Вот в такой момент и была написана эта статья.
Что вкладываете в понятие "заводчик" вы? Для наглядности сравнения я буду прибегать к контрастам: "заводчик" – это тот, для кого важнее всего осуществить конкретную комбинацию наилучшим образом "подходящего" кобеля и конкретной суки, а не тот, кто готов вязать любого кобеля той же породы с любой сукой с целью получить щенков. Заводчик не вяжет в какой-то определенный период года, чтобы легче продать щенков. Заводчик вяжет для себя, так как стремится к идеалу, а не попасть в рыночную струю. Заводчик не станет продавать щенков моложе 8 недель; он желает как можно точнее определить "лучшего" щенка, которого хотел бы оставить, и кого продавать как собаку шоу-класса и по определению, племенную.
Заводчик переживает адские муки каждый раз, когда щенка приходится переправлять самолетом. Заводчик просит вас объяснить, почему вы считаете, что заслуживаете щенка. С другой стороны, НЕ-заводчик, в своем худшем варианте "фабриканта" размножает любую собаку, которая, на его взгляд, напоминает какую-либо породу, и вяжет с наиболее доступной особью той же породы. НЕ-заводчик не стремится выбрать "лучшего" кобеля для конкретной суки. НЕ-заводчик "позволяет природе взять свое" и не прилагает максимум усилий к тому, чтобы папа, мама и их будущие щенки были здоровыми, чтобы результаты вязки привели к успеху, чтобы не было нанесено вреда здоровью мамы и щенки росли крепкими и здоровыми. Заводчик сделает все необходимые обследования, чтобы убедиться, что мать и отец помета не имеют генетических дефектов, не страдают наследственными заболеваниями.
Заводчик зарегистрирует только тех щенков, у которых подлинная родословная. Фабрикант использует любые доступные ему документы, которые вряд ли будут подлинными документами отца и матери. Заводчик будет круглосуточно бдеть столько дней и ночей – столько, сколько потребуется, чтобы не потерять щенка из-за синдрома гибели новорожденных или чтобы молодая мама их случайно не придавила. НЕ-заводчик снова скажет: "пусть природа возьмет свое".
Заводчик будет брать в руки каждого щенка несколько раз вдень, прикармливать, если надо, щенков, чтобы не истощить мать. Заводчик будет ежедневно вести дневник привеса щенков, пометив их, чтобы отслеживать развитие каждого в помете, и отстающему от однопометников щенку будет давать дополнительный прикорм.
Заводчик будет давать будущей маме немного пломбира, соленого огурчика или ореховой пасты, если ей вдруг захочется; будет спать с ней в постели, поддерживать ее как только можно. Заводчик будет оставаться дома столько времени, сколько нужно, чтобы не пропустить момент родов, чтобы помочь маме, обеспечить щенкам хороший старт в жизни. Заводчик сделает матери специальный манеж, где она и щенки будут находиться в комфорте, и обеспечит им защиту и безопасность. Но если сука захочет, заводчик разрешит ей родить щенков на своей кровати, и перенесет щенков в гнездо тогда, когда все волнения улягутся, а сука будет готова принять на себя свои материнские обязанности в отведенном для этого месте. На "фабрике" щенки содержатся в клетках из железной проволоки с поддоном типа кроличьих, пока не придет время продажи.
Заводчик будет грамотно опрашивать всех потенциальных хозяев, которым потом передаст здоровых, хорошо социализованных, правильно привитых, обработанных от паразитов щенков. Можно было бы написать об этом еще пару страниц, но я хочу сказать то, что разведение собак и выращивание помета и устройство щенков требует постоянного приложения огромных усилий, опыта, средств и знаний прикладной генетики. Все планируется заранее. Без всего этого вы можете получить хороших и здоровых щенков лишь по чистой случайности. Никто не может предсказать исхода, ничего не вложив, что постарался бы сделать хороший Заводчик.
После продажи настоящий Заводчик будет следить за своими щенками, оказывать новым владельцам всевозможную помощь в их выращивании. Заводчик будет готов забрать щенка или взрослую собаку, если того потребуют обстоятельства – какова бы ни была причина. Это значит, что хороший заводчик должен иметь возможность немедленно предоставить место одной-двум собакам, и он не имеет права на отговорки. Хороший Заводчик считает себя родителем собаки от ее рождения и до смерти. Неся ответственность за тех, кого произвел на свет, заводчик обязан каждому их них обеспечить семью и счастливую жизнь. Все договоры купли-продажи щенка должны включать в себя положение о том, что любая смена владельца собаки должна происходить через заводчика или с одобрения заводчика.
Популярный лозунг гласит: "Щенок – это на всю жизнь". И это должно относиться не только к покупателю, но и к заводчику. В то время как случайных заводчиков, плодящих собак у себя на заднем дворе, нельзя обвинять во всех грехах "фабрикантов", по определению они не имеют представления о том, сколько нужно знать, уметь и вкладывать в дело разведения, чтобы заслужить титул "Заводчика".
доктор М. Уэйкман
перевод Жанна Тоффа
ВЫБЕРИ СЕБЕ ЗАВОДЧИКА
Hи у нас, ни за рубежом не существует никаких организаций, сертифицирующих заводчиков, проверяющих их способности, уровень интеллекта, знаний, утверждающих правильность подбора пар для вязки с учетом достоинств и недостатков их родителей, дедушек, бабушек и т.д. Если в старые "досаафовские" времена этим в какой-то степени занимались руководители пород в клубах, то сейчас качество разводимых собак зависит только от заводчиков - их компетентности и порядочности.
Почему же наряду с настоящими заводчиками, проводящими огромную и часто неблагодарную работу для получения экстерьерно красивых и здоровых (психически и физически) собак, существуют и, более того, составляют им серьезную конкуренцию плохие заводчики, не вкладывающие ни средств, ни знаний, ни сил в своих щенков и не думающих о будущем породы? Hе виноваты ли в этом покупатели, приобретающие щенков в сомнительных местах и у сомнительных людей? Вряд ли купленные таким образом "околопородные" животные будут похожи на тех собак, о которых мечтали горе-покупатели, - таких красивых на пьедесталах престижных выставок или на фотографиях в кинологических журналах.
До тех пор, пока покупка щенка будет совершается импульсивно, под воздействием сильного впечатления, произведенного впервые увиденной породой или удачной фотографией в журнале, и реализовываться немедленно - сегодня увидели, захотели, а завтра купили; пока щенок будет покупаться потому, что эта порода сейчас в моде или потому, что у шефа такая собака, до тех пор прекрасно будут существовать и плохие заводчики.
Если же люди будут ответственно подходить к вопросу приобретения щенка, плохие заводчики вынуждены будут прекратить "разведение", потому что их "продукция" не будет пользоваться спросом.
ТИПЫ ЗАВОДЧИКОВ
1. КОММЕРЧЕСКИЕ ЗАВОДЧИКИ
Занимаются не разведением, а размножением собак. Щенки производятся только для продажи. Обычно они разводят "модные" породы, часто - несколько. Если собаки уже имеющейся породы "выходят из моды", от них избавляются и заводят новых - из "перспективных" пород. У таких заводчиков не бывает старых собак. Известно множество примеров, когда ставшие "не коммерческими" миттельшнауцеры заменялись чау-чау или американскими коккер спаниелями, эрдельтерьеры - бультерьерами, а затем стаффордширами, бассет-хаунды - бульмастифами, а колли - ротвейлерами. Этот список можно продолжить, но надо заметить, что ни славы, ни больших денег новые породы им тоже не принесли.
Общего направления в разведении у них нет и ими не вкладываются деньги в поиск и последующую вязку с генетически подходящим партнером. Вязки проводятся или со своими кобелями (если они есть) или с очень титулованными, но, возможно, абсолютно не подходящими для этих сук.
Полученные в результате щенки рассчитаны на человека совершенно не сведущего в породе, не понимающего, что пестрящая титулами родословная совсем не обязательно предполагает хорошую собаку. Они могут рассказывать, что купленного щенка ожидает блестящее будущее, но на самом деле это будет только "любимец семьи". Многие будут иметь серьезные проблемы со здоровьем и психикой.
При коммерческом производстве не тратится время на выяснение причин обнаруживающихся генетических дефектов и тем более на их устранение, не тратятся средства на хорошее кормление и вакцинации. Щенки могут продаваться не вакцинированными и зараженными глистами.
Они не оказывают практически никакой помощи новым владельцам в правильном выращивании и содержании щенков, не имеют никакой информации о щенках, проданных ранее, так как их ответственность за свою "продукцию" не распространяется на уже выращенных новыми владельцами собак.
Своих собак они выставляют на выставках крайне редко и обычно на второсортных или просто сомнительных, где у них есть возможность завоевать титул лучшего представителя породы или даже выиграть "Бест-ин-Шоу". Они отказываются заменить или взять щенка назад в случае возникновения каких-либо генетических проблем. Могут отказать покупателю в просьбе показать весь помет или мать щенков. Только хвалят всех своих щенков и ни слова не говорят о сложностях или специфике данной породы. Продажа щенков, как правило, производится через базары, но иногда они продаются прямо из питомников.
Щенков начинают продавать очень рано. Цены в начале продажи могут быть высокими для данной породы, но не проданные к 5-7 месяцам собаки могут продаваться по бросовым ценам, по бартеру, в счет будущих щенков или сдаваться в аренду.
При разведении, имеющем под собой коммерческую основу, изначально даже не рассматривается возможность того, что произведенные собаки тоже могут иметь потомство (если этим потомством не нужно будет рассчитываться), и потому "разведение" породы должно на них "успешно" завершиться.
2. СЛУЧАЙHЫЕ ЗАВОДЧИКИ
Имеют одну суку, которую надо повязать "для здоровья". Один раз. Решив произвести разведение своей собаки, они обычно обращаются к кому-то из владельцев собак, живущих по соседству. Выглядит это приблизительно так: "У меня есть собака и у Вас есть собака (к тому же одной породы). Давайте их повяжем".
Они не имеют представления о кровных линиях, генетике, проблемах породы. Hе имеют достаточной квалификации, чтобы дать совет для решения возникающих проблем. Hе имеют знаний об истории и предназначении породы, стандартах. Могут утверждать, что это не важно, так как их щенки - "просто любимцы семьи и они такие милые".
Положительными качествами рожденных щенков является их "домашнее", обычно, хорошее выращивание и, как следствие, в будущем хорошее здоровье и хорошее восприятие нового социального окружения. Hо из таких пометов почти никогда не вырастают выставочные собаки и, как правило, они далеки от идеала. Такие заводчики планируют раздарить большую часть помета друзьям, знакомым и коллегам по работе или надеются продать своих щенков, наивно полагая, что если они заплатили за свою собаку, то почему бы кому-то не купить щенка у них. При этом сумма, уплаченная ими в свое время за собаку, умножается на количество щенков в помете и в голове возникают радужные перспективы.
Цены на щенков на нижнем пределе, но раскупаются они плохо. Такими же случайными покупателями.
Впоследствии случайные заводчики вспоминают свое "разведение" со смешанным чувством ужаса, умиления и выполненного долга. Второй раз собаку не вяжут.
3. "ШОУ"-, "ХОББИ"- ИЛИ "КРЕЙЗИ"-ЗАВОДЧИКИ
Представляют собой совсем другую картину. Это люди, жизнь которых обычно посвящена их собакам. Они всегда считают своих собак частью своей семьи, а в их доме можно встретить и молодых и старых, любимых, доживающих свой век, собак.
Главная цель разведения для них - улучшение породы. Они напамять знают лучшие генетические линии породы, лучшие питомники в мире и часто поддерживают личные контакты с их владельцами.
В "лицо" знают современных лучших производителей породы и многие поколения их предков, а также недостатки, которые несет в себе конкретный производитель и та или иная генетическая линия.
Безгранично любят свою породу и могут бесконечно говорить о ее истории, использовании и идеальном типе собак, к которому надо стремиться в разведении.
Делают серьезные вложения в оборудование своего питомника (манежи, вольеры, столы и инструменты для стрижки, экипировка).
Обязательно являются членами кинологического клуба. Постоянно демонстрируют своих собак на выставках самого высокого ранга и рассматривают их как тест на успех в разведении породы.
Могут объяснить, почему данную суку повязали именно с этим кобелем. Вяжут своих сук только с лучшими производителями, подходящими "по кровям", тщательно их подбирая. Могут поехать на вязку в другой город или даже страну, невзирая ни на какие расходы.
С удовольствием демонстрируют покупателю щенков и их мать, находящихся в прекрасных санитарных условиях. Объяснят разницу между "шоу-щенком" и "любимцем семьи".
Посвятив всю свою жизнь делу улучшения чистопородных собак, требуют от будущих владельцев своих щенков определенных гарантий: правильного выращивания, содержания, дрессировки, участия в выставках. Длительное время (или постоянно) заботятся о проданных щенках, иногда даже излишне надоедая новым владельцам или вызывая их ревность.
Hастолько заинтересованы в своих щенках, что скорее готовы отказать непонравившемуся покупателю, чем получить прибыль. Продают щенков только избранным ими покупателям.
В течение всей жизни проданного щенка готовы забрать его обратно, если у него обнаруживаются генетические недостатки. Отбракованные щенки продаются как "любимцы семьи" с гарантией их исключения из разведения породы в будущем.
Бывает, что идея улучшения породы превращается для них в "идею фикс", и они стремятся ко все большему количеству побед любой ценой на все более и более престижных выставках. У таких заводчиков встречается так называемый синдром "питомниковой слепоты" - они считают, что только разводимые ими кровные линии единственно верные и имеют право на существование.
"Хобби"-заводчики почти всегда обеспечиват покупателей лучшими щенками породы. Цены на щенков ближе к верхнему пределу, но общая стоимость помета никогда не восполняет всех вложенных в щенков средств.
ПОИСКИ ЗАВОДЧИКА
Поиски хорошего заводчика могут оказаться сложными и потребуют от вас довольно много времени и многочисленных телефонных звонков.
Лучший путь к хорошему заводчику - личная рекомендация владельцев его щенков, которые полностью удовлетворены ранее приобретенной собакой. Даже в том случае, если в рекомендованном вам питомнике в данное время нет щенков, настоящий заводчик всегда направит вас к другому хорошему заводчику, у которого есть или ожидаются щенки в ближайшем будущем, так как настоящие заводчики всегда имеют широкий круг знакомых, занимающихся породой, и располагают наиболее полной информацией о планируемых или уже состоявшихся вязках, а иногда и о качестве щенков того или иного помета.
Другой путь - обратиться в Российскую Кинологическую Организацию для получения телефонов и адресов заводчиков выбранной вами породы. Координаты ведущих питомников и заводчиков можно найти в кинологических журналах и каталогах выставок.
В последнюю очередь следует обращаться к газетным объявлениям: хотя и по ним иногда можно найти чистопородных щенков хорошего качества, но чаще в газеты дают объявления случайные или начинающие заводчики, а не солидные питомники.
Галина Калиниченко
журнал "Мир Собак"